«Производство яхт — это ручная работа»


Путешествия бизнес авиацией

Кажется, что российский рынок производителей яхт сегодня почти отсутствует, тем не менее отечественные покупатели элитных судов считаются одними из самых активных в мире. Владелец яхт-клуба «Буревестник» Андрей Бойко рассказал о международных выставках яхт, о тех, кто сегодня приобретает эти суда, и о яхтенной моде.

Авиаперелеты на мероприятия и события


— Что происходит сегодня на российском рынке яхт?

— Прямо сейчас начинается новый сезон, сезон 2009 года. В яхтенном бизнесе модельный год начинается с сентября, то есть все лодки, которые сейчас строятся и будут доставлены своим владельцам весной, считаются судами 2009 модельного года. К началу нового сезона приурочено большинство европейских и американских выставок (по крайней мере, в Северном полушарии), которые и анонсируют новый продукт. Московская выставка прошла у нас в клубе. За ней следуют бот-шоу в Канне, Саутгемптоне, Монако, Генуэзская выставка, выставка в Америке и в конце января в Дюссельдорфе.

— Что представляют собой международные выставки яхт?

— Это очень крупные мероприятия, что понятно хотя бы уже из названий городов, в которых они проходят. Городов, связанных с морем, с Ривьерой, с очень обеспеченной публикой. Каннская выставка, например, проходит в центральной каннской марине, которая на это время полностью освобождается от всех судов. Затем марина загружается тысячами выставочных лодок. Естественно, каждый завод старается представить что-то новое, самое оригинальное или прогрессивное, а затем презентовать эту модель. Каннская выставка считается наиболее нейтральной, ведь французских производителей яхт не так много и они не очень заметны. То есть тут нет явного национального давления. Кроме того, Канн — это фестивальный город, его марина расположена практически сразу за кинематографическим дворцом. Это тот же самый променад, та же самая лестница. Все празднично, нарядно и красиво.

Выставка в Саутгемптоне находится под национальным английским влиянием. В основном на ней сконцентрированы британские производители, которые уверенно входят в пятерку лучших европейских судостроителей. Генуэзская выставка, в пику английской, проходит в основном под влиянием итальянских брендов. А бот-шоу в Монако — это выставка мегаяхт. Более или менее заметный флот здесь начинается от 35-, 38-, 40-метровых лодок с бюджетом от 15—20 млн евро за судно. Эта выставка важна для компаний, которые занимаются чартером. То есть потенциальные клиенты могут прилететь на выставку в Монако и просто посмотреть лодку, которую они на следующий год возьмут в аренду.

Читайте также  Новая моторная яхта Targa 27.2 - развитие стиля

— Как часто появляются на рынке яхт новые модели? Какова их ценовая тенденция?

— Российский рынок производителей яхт практически отсутствует, соответственно, на нем новые модели не появляются. Но все, что создается на международном рынке, достаточно быстро становится доступным и в России. Конечно, на отечественных бот-шоу, которые сегодня проводятся практически в каждом дворе, есть какие-то премьеры, но все же по числу премьер лидируют европейские выставки. Современный российский рынок яхт очень насыщен предложениями. На сегодняшний день наше предложение начинается от 695 тыс. руб. За эти деньги можно купить хороший американский катер. При этом еще несколько лет назад мы полагали, что яхт длиной свыше 30 м во внутренних водах России не будет. Но в этом вопросе уже есть исключения, заданный предел преодолен. Наш рынок и наш покупатель поднимают планку уже до 35 м.

— Могли бы вы рассказать о наиболее интересных моделях?

— Начнем с самого простого и самого популярного сегодня предложения. Это небольшие катера компании Sea Ray, пакетное предложение начинается с 695 тыс. руб. Это полноценная лодка, которую можно перевозить на автомобильном прицепе и держать на небольшом причале. Sea Ray, наиболее популярные и модные катера на российском рынке, отнюдь не нуждаются в особых промо-акциях, тем не менее компания старается завоевать все большее количество поклонников, которым в будущем будет проще «заходить» в «более взрослые модели». В последнее время стали популярны катера для воднолыжного спорта и вейкборда — Malibu и MasterCraft. Несмотря на то что в цене они начинаются от 70 тыс. долл., это очень популярные катера, построенные по особой технологии и участвующие во всех значимых соревнованиях. Если брать другие категории, например круизные катера, то в размере до 12 м лидируют американские производители, а больше 12 м — европейские. Прежде всего английские, они более тщательно подходят к производству и уже в размере 12 м предлагают, например, отделку натуральными материалами: деревом, кожей, дорогими тканями. В Англии постоянно приумножаются судостроительные традиции. В нашем портфеле — это марки Sunseeker и Fairline. На яхтах от 18 м появляется больше возможностей. Например, мастер-каюту размещают в центре, что позволяет использовать максимальную ширину яхты и высоту потолков. Можно выбирать, где будет мастер-каюта, где — гостевые. В размере 20—25 м — это уже сегмент semi-custom, то есть лодки, которые частично строятся по желанию заказчика. От 25 м начинаются яхты custom, которые строятся полностью по желанию заказчика. Такие возможности, конечно, предлагают только те верфи, у которых есть серьезный производственный ресурс. Например, яхты Suseeker на 99% строятся по желанию владельца. И нужно понимать, что производство яхт — это в основном ручная работа.

Читайте также  Яхтенный парад в Лондоне

— Каков портрет современного российского покупателя яхты?

— Это человек, который добился некоего серьезного экономического благополучия. Правда, сегодня производители яхт стремятся охватить как можно более широкие слои покупателей и поэтому снижают ценовую планку. Яхтинг в разделе недорогих катеров уже доступен многим. К сожалению, пока не существует системы кредитования и лизинга подобных покупок. Тем не менее 25—50 тыс. долл. за катер — реальная цена сегодня. Что же касается крупных лодок, то их потенциальные покупатели — это топ-менеджеры или владельцы крупного бизнеса. Яхта предполагает активный отдых и образ жизни, а значит, ее покупают активные по жизни люди, любящие приключения, движение, путешествия.

— Какая существует мода в мире яхт?

— В яхтенной индустрии есть признанные топ-производители. Модно и правильно покупать лодку производителя, наиболее признанного в доступном ценовом диапазоне. Если у вас бюджет до 100 тыс. долл., в моем понимании, лучше покупать лодку американского производителя. Естественно, есть мода на дизайн. Сегодня есть тенденция делать максимально прозрачные лодки, с огромными стеклами. Здесь лидируют англичане. Хотя в разделе внутреннего дизайна много лет лидировали итальянцы, но английские производители их догоняют. В Европе существуют два подхода к созданию яхт. Итальянцы всегда использовали субподрядчиков, которые не являлись судостроителями, но, например, умели хорошо делать мебель. Англичане же всегда были сильны в том, что весь цикл строительства яхты делали от начала до конца одними руками. И с точки зрения технологии производства процесс у них более отлаженный. Но британцы очень долго отставали, например, в наличии выбора дерева. Сегодня они инвестировали в подобные процессы огромные средства и обладают стопроцентными возможностями по производству внутренних интерьеров. Технологии также уходят вперед, и на это тоже есть мода. Современное управление яхтой — это большие мониторы, цифровая электроника. На новых яхтах не увидишь капитанского поста, утыканного кучей кнопок. В небольших лодках есть уже три-шесть мониторов, которые работают только от прикосновения. Там нет никаких десяти клавиатур или пяти мышек, которые в плохую погоду летают по всей яхте. Есть мода и на цвет корпуса — нынешние технологии позволяют его красить. Если раньше цвет был очень дорогой опцией, то сегодня эта услуга включена в стоимость лодки.

Читайте также  ОАЭ стремится стать одним из мировых лидеров в производстве элитных яхт

— Как обстоят дела с российской культурой яхт-клубов?

— У российских яхт-клубов до недавнего времени была своя неплохая культура. В советские времена они содержались за счет профсоюзов и объединяли многих людей по принципу общего интереса. Не только яхтсмены, но и скутеристы, и воднолыжники — люди, которые проводили свободное время на воде. Такие клубы были развиты по всей стране. Яхт-клубы европейские (самые известные из них — английские), напротив, как это ни парадоксально, всегда представляли собой помещения, не привязанные к стоянке судов, к марине. Они похожи на бизнес-клубы, где собираются люди, объединенные не только любовью к водным видам спорта, но и социальным статусом, экономическим положением. Сейчас в России не утрачены исторические названия яхт-клубов, а также сами территории, которые были яхт-клубами еще в советский период. Кроме того, есть еще довольно много ветеранов парусного спорта. От иностранцев мы берем немного. Но, конечно, клубы, которые ориентированы на определенную аудиторию, следят за тем, кто становится членом клуба. Так что это все же уже клубность по некоему социальному признаку.

Яхт-клуб «Буревестник»

В 1996 году становится первым в России частным яхт-клубом. В 1999 году создана торговая компания AG Marine, занимающаяся дистрибуцией катеров и яхт. В 2006 году образована компания Aston Martin Moscow — первый и единственный в России официальный дилер Aston Martin. В 2007 году создан холдинг Burevestnik Group, объединивший четыре российские компании — дистрибьютора 14 яхтенных брендов, яхт-клуб «Буревестник», сервисную службу, тюнинговое ателье Sound Storm, транспортную компанию, журнал Yachting, выставку катеров и яхт «Буревестник Boat Show» и Aston Martin Moscow. Burevestnik Group представляет в России и странах СНГ следующие яхтенные бренды: ISA, Riva, Sunseeker, Fairline, Sea Ray, Baja, Cigarette, MasterCraft, Malibu, BWA, Avon, Boston Whaler, Chris-Craft, Bertram, Seabob. По независимым оценкам, доля холдинга в российском яхтенном рынке составляет 65%.

По материалам: РБК